URL
Сперва во сне были полёты, что вроде бы конвенционально трактуется как негативная оторванность от реальности: на большой скорости уносило в высоту и там было страшно [ощущение, известное ранее]. Потом удалось спуститься и недолго лететь на приемлемой высоте, после чего я оказался в гаражах за базой, появилась К. и предложила мне свой старый велосипед с одной скоростью и неработающим ножным тормозом. Когда я сказал, что доеду на нем до Кириллова и отдам на запчасти дяде Вове, она возмутилась и ответила, что ни в коем случае не надо от него избавляться, что у неё самой несколько старых велосипедов. Выглядит символично, если учесть, что это какое-никакое, но средство передвижения, а К., в отличие от меня, вроде бы куда-то двигалась. В частности, её принцип не сидеть в интернете в начале дня был довольно дельным. С утра отчётливо проявляется бессмысленность бытия, и если сразу же не погружать сознание обратно в сон потребления контента и инфошума, то, возможно, к вечеру это сознание тебя к чему-нибудь приведёт.

@музыка: Тишина

Воскресенье, 02.02. Собирался сходить на канцык в Вавилов Лофт, но немного опаздывал и в последний момент передумал. С утра шёл снег и я надеялся пройтись по Васильевскому острову под снегом, но там он не лёг, и под ногами была такая же сырость, как и ранее, в конце января. Немного посидел в цеху на Среднем, кажется, впервые дошёл по Репина до Румянцевской пл. (свет фонарей, ярко бликующий на мокрой брусчатке), по которой медленно брёл дедушка со старой овчаркой в комбинезоне, и пошёл набережной и прилегающими переулками в сторону Иностранного переулка, упоминающегося у Кондратьева. На одном из перекрёстков стояла спиной/вполоборота невысокая девушка, похожая на Г., воможно до сих пор живущую в том районе, но окликнуть её по имени я не решился, а преследовать с целью рассмотреть лицо было бы слишком крипово. Сам Иностранный переулок оказался местом как будто непримечательным, коротким и с непонятными, выглядящими перестроенными зданиями. Торчащая в большом техническом окне на уровне пары метров от земли освещённая верхушка дерева и манящий заглянуть внутрь открытый спуск, вероятно ведущий в подземную автостоянку. Внезапно ещё одна психушка на выходе.

Суббота, 08.02. Приехал на некое поэтическое мероприятие в Фаренгейт, посмотрел на затхлый тесный зальчик, набивающийся странными людьми с пивасом и кофе, среди которых не оказалось А.С., маленькую вешалку, заполненную куртками, послушал болтовню местного пройдохи в соседнем зале, и понял, что делать мне там нечего.

@музыка: Deadletter - The Snitching Hour

Скидан второй раз собирает лекторий Порядка слов. Да, он небольшой, но чаще всего там действительно бывает семь или семь с половиной человек. Причем если на презентации последнего сборника публика была довольно обычной для подобных мероприятий, то сейчас как будто было много молодых, незнакомых лиц. Интересно, что произошло, то ли он интенсифицировал преподавательскую деятельность, то ли превратился в мем из-за того, что книжка залетела в некий курьезный топ с большим количеством комментариев, то ли ещё чего.

По известному поводу отсмотрел наконец Внутреннюю империю. Очень мощный наворот, но ни пересматривать, ни досконально разбираться в смыслах и загадках сюжета не тянет, не в последнюю очередь из-за sd камеры, на которую всё это снято. В принципе, мне достаточно приблизительно понимать стиль, видеть все эти смещения между временами, историями, сном и явью... Немного странно, что при таком стиле Линч [кажется] не стал эзотериком уровня Ходоровски.

Надо признать, что индийский способ подачи чая с мелкими, разрезанными пополам лаймами был куда удобнее, чем резать обычный лимон.

@музыка: Mandy, Indiana

Сходил в Аврору на Конформиста. Оче красиво снято и относительно легко смотрится, однако мысли после фильма занимает в основном не характер главного героя и перипетии сюжета, а фантастический разрыв между показанной там жизнью взрослого мужчины и моей собственной, как в бытийном, исторически-бытовом плане, так, наверно, и в политическом. Алсо по-прежнему не могу без иронии воспринимать их мем /национальную травму/ с касторкой, и отделаться от предубеждения, что тогдашние коммунисты тоже были далеко не ангелы, и, оказавшись у власти, могли создать режим ничуть не лучше. Любопытна также пронизанность фильма тонким эротизмом различного рода, хотя, вроде бы, относительно творчества Бертолуччи в целом он довольно лайтовый.

После под снегом и дождём прошёл в Порядок слов, где полуслучайно попал на поэтический вечер Веры В. - моей, как оказалось, ровесницы из Владивостока, внешне немного напоминающей незабвенную Ольгу Ф. Стихов я её до этого не читал и на слух не очень воспринял (хотя они вроде бы достаточно герметичные для того, чтобы я не воспринял их и с листа), однако послушать [ещё один] нежный и тишайший голос, внезапно рассуждавший об угасании эмоционального аффекта и стремлении современной жизни в сторону психического комфорта, было приятно. Интимная атмосфера на грани с неловкостью (когда приходит слишком мало людей, начинаешь ощущать себя видимым), неожиданный зрительный контакт с некой слушательницей, которую я точно видел раньше, но не запомнил её имени (даже было подумал, что это повзрослевшая Г.У., с которой я пересекался однажды, несколько лет назад, но, подписавшись на её канал, убедился, что нет).

По возвращению домой до глубокой ночи просматривал старые фоточки из архивов Спирита и вспоминал былое, ностальгируя "по утраченной и не до конца реализованной субъектности" на связи с Лёхой и прослушивая на репите новый kein. Пересказал ему грустную историю со скрипачкой Леной, внутренне удивившись тому, как много моментов моей молодости было связано и/или проёбано из-за "замыканий" и сопутствующей социальной неловкости, которую я не мог нормально преодолеть.

11.20, а небо за окном всё ещё такое светлое, как будто только недавно рассвело. Чому вчера был такой мерзкий дождь? И ведь вечером, вероятно, будет опять. ><

@музыка: gibkiy gibkiy gibkiy - 縫包

Утро. Туман.
Весь месяц был аномально тёплым, даже жарким, но теперь по ночам становится холоднее, чувствуется дыхание осени.

С последней записи пролетел почти год. Ничего, в сущности, не случилось.
Госпожа К. всё ещё в МИСПе, но я не помню, когда видел её в последний раз.
Кратковременное увлечение тг-каналом ВН, но вживую мне до неё не дотянуться.
Снова подписался на инсту АС.
Пустой и унылый двухнедельный отпуск в мае. 10 дней в Саранске, очень холодно, так что на лавочках с книжечкой не посидеть. Одна встреча с И. у меня дома, одна или две встречи с А. в "Раз на раз". Даже случайных пересечений на улице - почти никаких. После на пару дней проехал с Потьмой в Самару, путешествие неплохое, но не особо выдающееся.
С 23 июля бросил пить кофе, который упореблял регулярно 3-4 раза в неделю на протяжении последних нескольких лет. Он и раньше иногда поддавливал мне на сердце, но в этот раз поплохело настолько, что в течение двух недель боялся уехать в больничку. Сейчас же чисто физиологически отсутствие кофеина сказывается не сильно, но психологически стало ощутимо тяжелее переносить экзистенциальную пустоту, кофе придавал жизни красок и иллюзию некоторой осмысленности происходящего.

Что ещё. В начале года отменили ШП. Так что их питерский концерт в мае 2023, видимо, стал для меня последним. 21-м. Из другой музыки... Мразь по-прежнему не в России и выступает 2 раза в год. Хотелось бы посмотреть Nada! и Вставку, но они не торопятся в СПб, да и Вставка в отстутствие записей пока что скорее эдакий кот в мешке. Минус первые окончательно разочаровали, да и выносить эмо-скримо мне в последние годы всё тяжелее. Вчера пытался послушать новый альбом hehehe, но обломался об аморфный шугейзно-дримпоповый гитарный звук, несмотря на то, что кое-где они разгоняют темп до танцевального. Почти то же самое и с группой Затмим, хотя бодрых песен у них суммарно побольше. На днях видел в Ласточке проект "Пахом вам перезвонит", в принципе это оказался довольно годный психоделический краут, но ставить такую музыку в конец шестичасового феста, когда заебались уже и зрители, и где-то тусивший до того Пахом - как-то не очень круто.

Разъёбываюсь заканчивающимся Dededede. Даже думаю пересмотреть сразу по окончанию. После эпичной 16 серии открыл для себя でんぱ組.inc. Удивительный ход, использовать для одной из ключевых эмоционально-пиковых сцен не вновь написанную музыку, а хит 8 или 9-летней давности. Ещё пару месяцев назад отсмотрел Tokyo Idols (2017), очень сильное, западающее в душу зрелище апроприации(?) культурой социального пласта одиночек и аутсайдеров, и радикально иного отношения к стыду. И как-то не думал, что в скором времени обращусь к родственным музыкальным формам.

@музыка: でんぱ組.inc - アキハバライフ♪

Утро пятницы. Во сне: удвоение темы жизни в чужом доме, с чужими родителями, при наличии других детей. В первый раз в поезде в Саранск в начале сентября, и вот опять. Какой-то отдельно стоящий деревенский дом на краю поля во Франции. Но, в отличие от первого сна, где я был скорее приемным, здесь я был скорее гостем, которому предстоит возвращаться.

Вчера: полудокументальный фильм Хассена Ферхани "Дом 143, пустыня Сахара" в Доме Радио. Очень красивое и в прямом смысле медитативное кино. Старая женщина, хозяйка маленького кафе около трассы на краю пустыни, кошка, две собаки, одинокое чахлое деревце у входа. Рядом - строящаяся автозаправка с новым кафе, являющимся предметом её беспокойства. Неспешный ритм повествования, последовательность общих дальних и крупных планов, монологов Малики и ее разговоров с проезжающими людьми, немного своеобразной музыки, несколько неожиданных для данного жанра смешных сцен. Упоминается находящийся где-то поблизости (?) Таманрассет, уже знакомый мне по "Процессу" Брайона Гайсина. Пожалуй, мне хотелось бы там побывать (так же, как и в Александрии), но сложно представить, что я когда-либо туда доберусь: другая культура, другие языки (фрацузский, арабский, берберский), отсутствие массового туризма (хотя какие-то люди в том направлении все же ездят, плато Ахаггар в целом интересное место). Неизвестное количество денег.
После: относительно теплый вечер, полная луна, висящая над набережной Фонтанки. Китайка. Небольшой туман по приезду на Коменду.

Прошлая пятница: концерт Моторамы в Саунде на Севкабеле. Душевно. 3 песни на бисе. Разговоры о возрасте, времени и его наполнении смыслом. "Вот жизнь дана, что делать с ней". Прошлая суббота: вечерний созвон в зуме с Лехой и А.К. Просмотр старых фоточек, пробка, продавливаемая внутрь бутылки рецины.

@музыка: Kein - Mr.

Попытки уловить мгновения красоты в тотальной пустоте и внутренне примириться с этой пустотой, успокоив тревогу.
23.08. Двор МИСПа, вечер, лучи закатного солнца касаются верхушек домов. Выпить кофе, читать что-то из Джеймисона, с трудом понимая смысл, не думать о времени. Улавливать боковым зрением курящую перед лекцией С., уже по-осеннему одетую в короткую легкую куртку, "немногими словами обменяться". После - замечательная лекция для зрителей в количестве семи человек. Однако и это соприсутствие в пространстве данной институции, скорее всего, продлится недолго.
24.08. Случайная встреча с Сашей И., в обед, на залитой солнцем Петроградке. Обмен взглядами, улыбки, неловкое "здравствуйте". Заехал в аптеку и укатил куда-то по упирающейся в Ленфильм улице на городском электросамокате. В Ленфильме - "Посредники" Хирокадзу Корээды. 4 или 5 человек в зале. После фильма выходить последним и, словно впервые, увидеть пустой кинозал в неярком мерцании проектора и киноэкрана, на котором по черному фону бегут субтитры. Сентиментальная музыка. Наверно, подобные кадры должны быть у Линча, но видеть их в кино и увидеть самому - не одно и то же.
27.08. Прокатился на велике, мимо пр. Сизова, через Скворцова-Степанова, до первой съемной. Под мостом у жд перехода, где некогда стоял один и с И., вместо пустыря сделали автостоянку. За переходом тоже свежий асфальт. Ольгинский пруд сильно обмелел, но отдыхающих возле него в достатке. В пруду вместо уток - стайка незнакомых черных птиц с белыми мордочками. У самой съемной вроде бы всё по-старому, разве что пластиковых окон стало больше. Тихо, спокойно. На обратном пути навестил старый стадион возле бывшего Рафа, который до сих пор значится на гугл-картах. Несмотря на выходной день на поле было только несколько ворон и несколько отдыхающих с собачкой на скамейке около поля.

@музыка: Swans - The Beggar

08:40

13.06

Во время дрон-концерта в ГЭЗе один из участников в качестве перехода между частями использовал записанное и обработанное кваканье лягушек, оказавшееся похожим на смех (концептуализируемый Батаем как часть сакрального). Почему-то раньше эта ассоциация не приходила мне в голову. Впрочем, когда я в последний раз слышал лягушек?
Другое недавнее впечатление - рассредоточение участников МАСМ по залу Дома Радио во время исполнения одной из композиций, и отключение всего освещения, кроме локальной подсветки пюпитров. Современная академическая музыка иногда бывает sugoi.

Утренний сон: летний вечер, я сижу в углу небольшой улицы, по которой проходит трамвайный путь, и читаю. Появляется группа из девушки (моего типа, невысокая, короткие волосы, ярко-желтый свитшот) и двух невзрачных мужчин, раскидывает на дороге какие-то предметы с целью пустить трамвай под откос, и рассредотачивается по улице. Вскоре появляются менты и всех вяжут. Мне приходится идти с одним из ментов, чтобы давать показания против этих людей, и объяснять, что я непричастен.

Начало лета в этом году не такое провальное, как в прошлом, но и без особого продвижения вперёд.

Можно ли назвать разрастание Мегаструктуры в Блейме пролиферацией?

Сон, в котором я вновь вернулся в позицию стороннего наблюдателя чужих "личных" проблем, заражённости эросом и желанием. Полупрезрительное обнажение напоказ, непристойные надписи на теле, нанесённые другим.

***
Похоже, что теория миметического желания Жирара описывает какие-то реально существующие вещи. Жаль, что я не знал о ней раньше, когда это было более актуально.

***
Солнечное, но холодное и ветреное начало июня.

Сгонял в Комарово на поэтические чтения, проходившие в рамках фестиваля "Курорт" и приуроченные к выходу нового Транслита. Кажется, нахождение в данных кругах всё ещё благотворно действует на моё внутреннее состояние, с начала лета не отличающееся особым равновесием и стабильностью. Маленькая уютная аудитория, чуть больше зала в Порядке Слов, аншлаг, люди, стоявшие на улице и слушавшие через открытые окна под начинающим периодически накрапывать дождиком. Холодивший бритый затылок воздух. Неизменный А.С., встреченный еще на выходе с электрички и сидевший передо мной в профиль с бутылкой белого вина, быстро и напористо читавший с листа Е.З., впервые увиденная госпожа Ц. и более привычный Д.Г. Небольшая выставка-распродажа искусства перед зданием. Попутно посещенная презентация издательства Павла З. (красивый молодой человек с приятным голосом, при случае - сходить на его музыкальный проект и подробнее ознакомиться с книгами), сандалии госпожи С.

Другое открытие дня [случайно обнаружено у МК]:

"Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом? <...>"

Суровое.

29.04.2018. Воскресенье, вечер. На Проспекте просвещения мелкая изморось, на Обводном канале дождь. Я намеревался посмотреть, что представляет собой найденный на карте во дворах ул. Боровой Дом временного пребывания, в воображении представавший угрюмым обшарпанным зданием в глубине пустынного, продуваемого всеми ветрами сквера, к которому ближе к ночи начинают один за другим подтягиваться бомжи (ещё мне нравится само словосочетание «временное пребывание», переводимое на английский словом sojourn, и я также надеялся увидеть табличку), однако из-за дождя был вынужден оставить эту идею и передвигаться мелкими перебежками от одной проездной арки к другой, останавливаясь подождать, не надумает ли он закончиться. Однако дождь не заканчивается. Я прибываю в Клуб минут за двадцать до начала. Здесь как обычно темно, но при этом спокойно и относительно немного людей. За расположенной между диковинными рупорными массивами стойкой с оборудованием (традиционные примочки, микшеры, ноуты и вертак Pioneer) в пустом пока ещё зале что-то настраивают двое серьезных невысоких, короткостриженных мужчин под 50: KK Null и Алексей Борисов. Японец, ранее известный мне по группам Zeni Geva и Absolut Null Punkt, кажется погруженным в себя и чем-то озадаченным: это выражение сохранится на его лице до конца вечера. Первым начинает Борисов, исполняя одну короткую (около 10 минут) композицию в духе разреженного, умеренно жесткого (относительно харш-нойза) power electronics с резкими высокочастотными шумами, записями говорящих на иностранных языках голосов и периодически включающимся, булькающим 3-4 ноты басом, который меня тянет обозвать «этническим», поскольку подобный, встречавшийся и раньше бас, вызывает странную и, возможно, не совсем правомочную ассоциацию с влажными тропическими лесами Южной Америки и обитающими там первобытными племенами. Далее, после аплодисментов, почти без паузы его сменяет KK Null. Сперва он выдает несколько минут плотного, но не слишком агрессивного шума, через который как будто даже пробивается некая незатейливая мелодия, словно звуки игры на кото, солнечным летним днем доносящиеся из старинного японского особняка через гул и гам оживленного торгово-промышленного квартала современного мегаполиса, а затем, внезапно (поскольку на его записях я подобного не слышал), начинает играть идеально совмещенную с шумовым потоком электронную МУЗЫКУ, по своей динамике и ритмическим рисункам вполне пригодную для рейва. Здесь становится уже не до ассоциаций, мощный, отчетливый, пронизывающий звук и напористый бит вызывают чисто физическое удовольствие и желание двигаться, которое, впрочем, большая часть публики не разделяет, из-за чего я предпочитаю уйти на более свободное пространство в конец зала к 3-4 аналогичным «извращенцам». Крутой, хотя также довольно короткий (35-40 минут), сет эффектно завершается дзенским перезвоном колокольчиков с последующей короткой, ударной вспышкой шума, похожей на восклицательный знак. После непродолжительного перерыва Борисов и KK Null выходят вместе в составе дуэта Xenoglossia, исполняя пару композиций (одну – на бис) в стиле, напоминающем классический индустриальный нойз или death industrial, но на фоне сольного выступления японца особенно яркого впечатления на меня они не производят. Музыканты молча собирают оборудование; люди постепенно расходятся. Некоторое время поговорив с товарищем и дойдя с ним до метро, я возвращаюсь домой, но не довольный и «под впечатлением», а внутренне опустошенный, удивляясь самому себе и тщетно пытаясь осознать причины подобного состояния; пью чай, какое-то время пялюсь в ноут и проваливаюсь в сон.
P.S. А Дом временного пребывания я всё-таки нашёл во время прогулки несколько дней спустя: он совершенно не оправдал ожиданий, ибо оказался вполне приличным и благополучным (с фасада) двухэтажным пансионатом с железным ограждением по периметру и государственным триколором на двухскатной крыше, скорее всего не имеющим к уличным бомжам никакого отношения.

Совершенно не умею писать рецензии на кино, поскольку не владею абстрациями, описывающими и позволяющими анализировать его язык, и не имею особых литературных способностей, но заметочку сделать всё же надо, дабы очередной просмотр не канул в бездну пустоты и беспамятства.

Итак, Шумный реквием (Tsuito no zawameki, 1988). Имеются спойлеры.
читать дальше

@музыка: Dir en grey

@темы: кино

Если бы твоё стремление к Дхарме было столь же сильным, как твоя любовь и страсть ко мне,
ты бы стал Буддой в этом самом теле, в этой самой жизни.
Samsara, 2001


Вряд ли я снова пойду в дацан, пока у меня не появится убежденность в надобности именно этого пути или серьезные вопросы, касающиеся доктрины буддизма. Слушая вчерашние лекции, на которых звучали слова о бескорыстии и помощи ближнему как сути махаяны, я усомнился, действительно ли у меня есть такая мотивация и внутренняя потребность. С одной стороны вполне логично предположить, исходя из имеющихся фактов сверхъестественного и опыта различных вызывающих доверие личностей, что мир устроен сложнее, чем кажется атеистам, и в нем существует НЕЧТО, превосходящее человеческую жизнь, которое заслуживает того, чтобы стремиться его познать. С другой, если заглянуть в себя, могу ли я быть уверен в том, что мой интерес к метафизике и эзотерике не вызван сублимацией банального желания возвыситься, нереализованного в сфере профанного? Не потому ли я всегда предполагал занятия медитацией/посвящение/уход в монастырь как запасной вариант на вторую половину жизни, в которой станет окончательно ясно, что в мирском существовании для меня больше ничего нет просто в силу возраста? И почему, уже имея представление о божественном, как о всем сущем и принципе манифестации бытия, с которым необходимо слиться, уничтожив индивидуальное (немного более продвинутое, нежели авраамический миф о боге-творце, который пытается развенчать Антон-лама), перспектива такого пути до сих пор кажется мне не более привлекательной, чем перспектива сгореть в порыве страсти? Ведь если "Я" пусто и после смерти распадается в тонком мире на некие совершенно неочевидные импульсы, не видится ли важным только то, в каких обстоятельствах (легко или трудно) человеку придется умирать?
Антон-лама много говорит о необходимости опыта, знания, логики в противовес бестолковой религиозной вере, но как с этих позиций проверить реальное значение тех процессов, которые человек обуславливает после своей смерти? И зачем надо было придумывать такую изощренную космологию с кучей миров и вариантов рождения, и упоминать её без какой-либо оглядки на метафоричность? Я что, должен ПОВЕРИТЬ, что их существование проверяется опытом? А даже если поверю, то почему (раз уж всё так запутанно) в то же время утверждается, что мир просто существует во взаимообусловленности без начала и конца, и не пошел ли индуизм, по каким-то причинам отвергаемый как догматический, дальше в его объяснении? Много, много непонятного, и на одних лекциях вряд ли всё это разберешь. Хотел было спросить о его отношении к концепции интегрального традиционализма, но не нашел подходящего момента. Может быть когда-нибудь после...

05:04

01.10.17

Концерт Swans оказался абсолютно не таким, как я его себе представлял, а непредсказуемо-познавательным и… весёлым. Начитавшись отзывов с прошлых приездов, я ожидал плавящего сознание звукового террора и агрессивной монотонной долбежки на адской громкости, приносящей некое метафизическое откровение, но ничего подобного не услышал. Звук был качественный, громкий, но вовсе не запредельный, к тому же в музыке было много тихих, спокойных мест. Пришел в Аврору чуть раньше заявленных семи часов, по традиции предварительно слегка разогнавшись кофе, минут 40 прождал в теплом предбаннике у кассы, сдал за 150 р. рюкзак (дорого, но всё же лучше, чем мучать спину или скидывать его непонятно где) и оглядел круглое тёмное помещение, в котором оказалось дофига пространства и объема (правда значительная его часть почему-то была отведена на места для випов, танцпол же и сцена выглядели относительно скромными). Из колонок лились мрачные, нагнетающие атмосферу хоры, распевающие что-то на непонятном языке, ближе к выходу группы дополненные зловещим гудением, и на первых аккордах меня стало заметно потряхивать от волнения и внушительности происходящего, но вскоре первоначальный мандраж сменился недоумением, ибо то, что я слышал, преимущественно представляло собой импровизационный гитарный дроун-эмбиент с тягучим шаманским вокалом, постепенно приобретающий прямолинейный ритм (тыщ-тыщ-тыщ-тыщ) и разгоняющийся до грозного навала – стены шума, затем превращавшегося либо в качающий пост-метал, либо в очередное затухание и успокоение. Да, всё это было слаженно и за счет хорошего звука вполне слушабельно, но в структуре и композиции импровизационных частей не ощущалось совершенно ничего необычного, выдающегося, гениального. Группа с мировым именем исполняла крайне простую и непритязательную музыку, знакомую каждому, кто когда-нибудь пробовал шуметь, а их пост-металу как будто не хватало длительности для того, чтобы основательно зацепить и погрузить в катарсис, сравнимый с ранее испытанным мной на Amenra. Когда в один из моментов группа играла на повышение, а барабанщик вдруг внезапно сбился и начал солировать, хаотично играя поперек всех остальных, я офигел и рассмеялся в голос, потому что делал ПРАКТИЧЕСКИ ТО ЖЕ САМОЕ в Дамбе. И то, как Джира дирижировал, поворачиваясь к группе и показывая наклоном тела долю, которую надо выделить всем одновременно, и то, как круто его перло от создаваемого ими потока саунда, побуждая к разным телодвижениям, – тоже выглядело понятным и близким, рождая забавный когнитивный диссонанс. К счастью, описанным концерт, длившийся примерно 2.20, не исчерпывался, и во-второй его половине я действительно кайфанул и даже неслабо распрыгался (!) на своем небольшом пятачке, поскольку они зарядили пару бодрейших вещей, первая из которых по духу напомнила смесь Joy Division и Suicide, переходящую в какой-то безумный краут (?), а вторая – вообще психоделический рок в духе поздних Psychic TV cо схожей манерой подачи текста, непринужденно-танцевальными клавишными и парой красивых коротких брейков на барабанах. На самом деле я не знаю слова, может там и не было ничего особо радостного или жизнеутверждающего, но, по крайней мере, я был не один, и в первых рядах также наблюдались пляски и воодушевление. После второй они сыграли замечательную шумовую часть, похожую на ритмично накатывающие на слушателя волны, в которых мне хотелось купаться, осязая звук телом и руками, усилили их до мощного космического гула и закончили под бурные продолжительные аплодисменты.

23:34

23.09

Вчера, наконец, впервые в жизни посетил буддийский храм - Дацан Гунзэчойнэй, и получил массу разнообразной информации. Сперва Антон-лама, крепкий, располагающий к себе молодой мужчина в традиционном монашеском одеянии, два с лишним часа вел обзорную экскурсию (большую часть во внутреннем дворе, зычным голосом перекрывая звук машин, проезжающих мимо храма по оживленному Приморскому проспекту), а потом еще два часа читал лекцию в небольшом зале на цокольном этаже, посвященную комментированию Праджняпарамита-сутры. В ходе экскурсии, по духу и боевому настроению более напоминающей проповедь, нежели повествование музейного культуролога, разговор шел обо всём подряд: про историю буддизма в России от вхождения в состав государства бурятов и калмыков и его организационную структуру и направление, про многострадальную историю храма с репрессиями в советское время и рейдерским захватом в 90-е, про принципиальное отличие буддизма от христиаства, различные, зачастую весьма непростые особенности доктрины (отсутствие неизменной и вечной души, изначального бога-творца, пустота вещей как отсутствие самостоятельного бытия вне взаимосвязей и их определенность только относительно друг друга, ноль как обозначение единого сущего, уподобление человека зеркалу, различие махаяны и хинаяны, понятие и способ реализации кармы и т.д.), про логически вытекающую из неё необходимость добродетели и ответственность каждого человека за весь мир, про символизм архитектуры храма, окружающих его предметов (молитвенные барабаны, флаги, львы) и внутреннего убранства, символизм молитвенных жестов и ритуалов, и даже про какой-то недавний конфликт в Бирме между буддистами и мусульманами, о котором я знать не знал. Небольшая стычка, когда два рослых мужика, услышав от ламы о том, что на него "молится" некая девушка (насколько я понял, в контексте практики видеть в другом только положительные стороны - это норма), агрессивно возмутились, вопрошая, кто он такой, чтобы на него молиться, дала повод позже поговорить о различных типах людей и ответственности ламы за имидж общины. На лекциях, как оказалось, читает не одно и то же, а постепенно раскрывает материал, и делает это также живо и интересно, с различными отступлениями к историям из жизни, поэтому на них можно ходить хоть каждую неделю. Всего, конечно, не понял, поскольку с того времени, когда я немного узнал теорию из лекций профессора Торчинова, прошло уже лет 10, и поэтому будет очень кстати, если в следующее воскресенье состоится запланированный большой рассказ про основы, которые, по мнению учителя, полезно повторять, поскольку человек склонен всё забывать. Немного неудобно было оставаться в стороне, когда после прозвучавших молитв на тибетском большинство слушателей (средний возраст которых, кстати, ощутимо меньше, чем в недавно посещенном храме РПАЦ) воспроизвели молитвенный жест (мудра намасте? - сложенные ладони от макушки ко лбу, устам и груди), зато отсутствовало присущее моему восприятию христианства давящее уныние мученичества и рабства, и в целом я чувствовал себя вполне комфортно.

13:55

17.09

Понял, что меня не привлекает эстетика кладбищ как таковых, а мемориальное в Саранске являлось исключением из-за удобного расположения в качестве конечной точки конкретного маршрута, своих небольших размеров с простой геометрией и наличия Вечного огня. Вчерашняя вылазка на Волковское, возможно, станет последней целенаправленной прогулкой такого рода. Шагая меж зарастающими мхом памятниками позапрошлого века под саундтрек из Нуара, я не чувствовал ничего, кроме ощущения, что это место для меня чужое, что это просто захоронение незнакомых и безразличных мне людей, пускай даже [для кого-то] весьма известных и оставивших след в российской истории. Да, там было тихо и малолюдно, несмотря на воскресный день, красиво играло солнце в ветвях начинающих окрашиваться желтым и красным деревьев, но всё это можно найти и выбравшись в какой-нибудь парк. С кладбища я отправился вверх по Лиговскому, вновь обнаружив ту кафешку, куда мы заходили позавтракать сразу после поезда по приезду в Питер (Мак-Экспресс рядом, кстати, за это время успел закрыться) и заглянул в Castle Rock, всё-таки решившись взять билет на Swans 1 октября. До сих пор не понял их позднее творчество, но надеюсь, что вживую это будет не то же, что на записях, из-за традиционно мощного, по отзывам зрителей, концертного звучания, в котором громкость, совмещенная с медитативностью, становится решающим фактором при восприятии, что я уже успел оценить ранее на выступлении Amenra. К тому же, вероятно, что они больше не приедут, и не хотелось бы потом из-за этого жалеть.
Последним пунктом вечерней программы стало выступление проекта Песни древнего леса в вегетарианском кафе Ауровилль, в составе которых присутствовала А., виртуально известная мне ранее по участию в казанской группе Детский царь и интересной страничке в соц.сетях, в связи с чем мне показалось любопытным взглянуть на нее ИРЛ, проведя таким образом ещё одну нить, связывающую мое прошлое с новым городом. Начало было заявлено на 19.30, я пришел раньше, рассчитывая поесть, но место оказалось весьма популярным, и все столы были заняты, из-за чего за едой пришлось пойти в ближайший Wok, где две девушки обсуждали историю кино и то, как сложно смотреть множество фильмов, задаваемых им по учебе, подряд, а я сидел рядом и думал, что мне бы ваши проблемы. Вернулся достаточно быстро, но в 19.30, как всегда, не начали, затянув чуть ли не до девяти, всё это время занимаясь проверкой микрофонов и раскладыванием на покрытом ковром полу многочисленного инструментария из различного диаметра чаш, чудного вида струнных, большой тибетской (?) трубы и всяческих мелких шумелок и свистелок. В какой-то момент чуть не свалил, потому что болела спина и долго не было видно А., но к счастью где-то через час она подошла. То, что должно было прозвучать я приблизительно представлял, загадкой оставалась только длительность и осмысленность данного перформанса, поскольку по собственному опыту знаю, что шумовыми импровизациями может заниматься кто угодно, но в случае, когда ими занимаются любители, результат для постороннего слушателя, не вовлеченного в процесс, получается слишком статичным. У Песен древнего леса все оказалось хорошо, из шести человек, кажется, трое, были ведущими музыкантами, направляющими мелодическую линию по заранее очерченному пути и разделяя выступление на отдельные части, трое остальных дополняли атмосферу различными шумами, делая это деликатно и ненавязчиво, без переигрывания. Приятно звучала скрипка А. Кроме музыкантов в концерте также принимал участие танцор. Я оценил саму идею, и то, как самозабвенно он двигался, входя, судя по лицу, в состояние, похожее на транс, но для меня, вряд ли полноценно понимающего язык танца, как будто не хватало должного визуального оформления, в частности, наличия сцены, иначе поставленного освещения, может быть иного костюма, отличного от простых штанов и футболки. Играли около полутора часов, т.е. довольно долго, особенно по меркам Дамбы, погрузив в приятное расслабленное, умиротворенное состояние, и в конце медленно обошли зал с небольшими подвесными звенелками. Лидер, Луана, подошла очень близко и заглянула в лицо так хитро и ласково, словно вопрошая: "Ты чувствуешь, что мы хотим сказать?", что я немного смутился. Потом она поблагодарила всех слушавших (до конца, к сожалению, остались немногие) и представила музыкантов. Интересно, что закрепить впечатление можно будет уже завтра, правда на более тематическом мероприятии, посвященном чаю и игре Го.

17:17

08-10.09

Клише - настоящее андеграундное заведение, по духу напоминающее нечто среднее между Белой комнатой и СП. Похожий на промзону район около Балтийского вокзала, неприметная железная дверь офисного здания во дворе, на которой вместо вывески краской нанесена ничего не говорящая постороннему человеку надпись КЛШБ. Тускло освещенный подъем на второй этаж и ещё одна железная дверь налево, за которой открывается небольшой предбанник и длинный пустой коридор, ведущий непосредственно в вытянутое проходное помещение. Внутри довольно просторно, но нет почти никакого декора: бетонный пол, беленый потолок, кирпичные стены с большими черными квадратами на окнах и продольной стене напротив, небольшое количество старых стульев с темно-красной обшивкой, пять-шесть синих железных бочек, используемых в качестве подставок под оборудование, вешалка, сцена (у входа), барная стойка (в конце), отсутствие столов. Цены относительно демократичные (шот водки за сто), есть водка-энергетик, правда непонятно в каком виде (вроде как это должен быть лонг, но на табличке был указан в шотах с припиской "шесть шотов - 450"), клаб-мате, обозначена возможность заказать еду (без конкретики; при мне парню сделали нечто напоминающее фалафель на тарелке). Звук на удивление громкий, ощутимо мощнее, чем в СП. По самому концерту: первыми играли москвичи Баритон Доминейшн в составе двух баритон-саксофонистов с ноутом и примочками (если не видели, то баритон-сакс весьма мощная крупногабаритная штуковина), и барабанщика. Саксофонисты гнали гудящую волну дрона, переходящую в качающий ритмический джаз и обратно, и заглушавшую тихо играющего барабанщика, который преимущественно хаотично шумел и производил впечатление недавно севшего за барабаны любителя. В общем было приятно, но не хватало ощущения целостности в сете. Далее вышли норвежцы: два взрослых, внешне непримечательных дядечки за 40 с двумя гитарами, одна из которых просто лежала на стойке рядом с кучей примочек и ноутом на стойке из большой доски и тех самых железных бочек. Перед сетом один толкнул речь на английском, в которой, насколько я понял, костерил проклятых капиталистов и благодарил организаторов и пришедших, далее последовал лирический околоблюзец, после недолгих разборок со звукачом и проверки аппарата вторым участником начавший перекрываться резкими короткими вставками нойза. Через несколько минут всё превратилось в классический харш, неожиданно оказавшийся для меня скучным. Шумовая и визуальная агрессия (резкие прыжки по помещению с размахиванием и дребезжанием длинной мягкой металлической лентой) уходили в никуда, во-первых в зале было не более тридцати человек, в отличие от саранской публики явно привычных ко всему, из-за чего не складывалось впечатление События, во-вторых, мне думается, что музыкально харш интересен и крут только когда он грамотно вписан в дрон-эмбиент (или более равномерно и аккуратно наложен на мелодическую линию) и начинает терроризировать слух после предварительного погружения в звуковое пространство, чего у норвежцев не наблюдалось. Последними играли Wozzeck, ради которых я в основном и шел, так как году в 2011м мне довелось слушать их первые записи, представлявшие собой дикий крышесносный джаз-кор, на подогнанной Федей аудиокассете. Состав: барабаны, бас и ноут с микшером вместо ожидавшегося мной сакса. Начали мощным слаженным мат-(нойз?)-роком с монотонной ритм-секцией в нестандартном размере (барабанщик играет под метроном) и солирующими электронными шумами, после чего пошли на понижение: сперва ритм превратился в отдельные точечные удары с паузами разной длительности, заранее прописанными и просчитываемыми, поверх которых по-прежнему солировала весьма искусная электроника, далее все совсем затихло и на протяжении минут 15-20 зал внимал тишайшему минимализму, сопоставимому по громкости с разговором шепотом стоявшей рядом со мной парочки. После минимализма я ожидал ещё одного взрыва, которого не было, но сет в целом показался весьма продуманным и интересным, ранее мне не приходилось слушать такую тихую музыку вживую.
Днем ранее Никонов читал в Ионотеке свой старый сборник, Технику быстрого письма, неплохо мне знакомый, поскольку на момент выхода в 2005м он сильно нравился Лехе и он постоянно что-то оттуда цитировал, вынося мне мозг, потому что я ещё не врубался ни в ПТВП, ни в Никонова, предпочитая ГО и разнообразный хардкор-панк. Начало было заявлено на 8, я подошел позже, но предсказуемо не опоздал, так как начал он около девяти. Народу собралось, кажется, человек 200, как на неплохую рок-группу, не ожидал, что он столько здесь собирает. Сразу по приходу ко мне подошла незнакомая девушка, довольно высокая и крупная, по типажу похожая на подростка-металлистку, хотя и без излишней атрибутики, и попросила разрешения "доебаться", поскольку "я вижу, что ты тут один стоишь". В начале лета она переехала откуда-то из ПГТ в Ленобласти, стала ходить на концерты и искать новых друзей, поскольку ездить общаться со старыми в ПГТ слишком дорого и долго. Найти здесь, как оказалось, просто только собутыльников, с контактами на более длительный срок возникли проблемы. Поговорил/послушал ее минут 20, до выхода Никонова, после которого она растворилась в толпе, было немного неловко, но сам факт того, что уже второй раз здесь кто-то подходит и начинает разговаривать, довольно примечателен. Никонов вышел, характерно покашливая, и начал сразу с Интервью с двумя неизвестными, сырой эмоциональной прозы в духе Селина, моментально приковав внимание публики и вызывая местами здоровый смех над событиями, описываемыми в тексте, после чего стал читать остальные стихи по порядку. Воспринималось всё более лиричным и понятным, нежели в 2005-м, но ощущения откровения не произвело, за исключением, может быть, пары вещей: "Люди сидели в квартирах, собака подыхала в подъезде" и "Поднимавшийся по лестнице человек", зацепившими что-то внутри. Слегка подпортила впечатление перебранка с некой девушкой, стоявшей перед сценой и что-то говорившей Никонову, мешая ему читать, из-за чего тот сперва попросил её уйти, а когда она отказалась, возмутился и сунул ей микрофон, чтобы она озвучила всем то, что хочет сказать. Вместо девушки подбежал какой-то парень, крикнул туда "Леха, ты хуй", после чего получил пинок ногой в грудь и угомонился. Прочитанное в конце "вместо предисловия" я помнил плохо и немного запутался, но было любопытно воочию увидеть паузы, в которых он оставляет слушателей подумать и пускает их в текст, предлагая назвать хороших современных поэтов. Пока слушатель думал, Леха закурил и над залом поплыл знакомый запах травы. Ничего нового прочитано не было, ответов на вопросы тоже, возможно из-за той самой перебранки. После выступления, продолжавшегося чуть более часа, он ушел в гримерку, снова выгнав оттуда ту самую девушку, а после вышел в зал разговаривать с желающими, раздавать автографы и фоткаться. Девушку, подходившую в начале, больше не видел, зато на обратном пути встретил идущих по Лиговскому в сторону баров Гарликов, которых слушал в пятницу в качестве Плохих манер в Черт Побери, оказавшимся маленьким баром, уютным, но с тесным танцполом, место на котором, если хочешь потанцевать, лучше занимать заранее. Мне удалось устроиться в уголке, бывшем бы идеальным, если бы никто не пристраивался сбоку, и немного попрыгать, правда для полноценных танцев не хватало панк-рока, музыка представляла собой чистый ска, сам по себе довольно лайтовый, несмотря на разные забавные штуки в сет-листе (в частности из репертуара Ляписа, Ленинграда, Лолиты (?) и разных советских фильмов). Из приятного был также сыгран Брадобрей и кавера, исполняемые в составе гарликов, Винтовка ГО. Играли в два отделения с перерывом, конца второго я не дождался, поскольку было уже без 15 12 и ушел на метро.